Здоровьесбережение в образовательном процессе
Использование элементов ЗСТ в педагогическом процессе в средней группе.
Организация здорового образа жизни предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха.
В нашей группе, учитывая особенности детей, мы используем некоторые виды ЗСТ.
1.Разные виды гимнастики:
- Пальчиковая гимнастика – она помогает не только быстрее и легче запомнить стихотворение, но и улучшает эмоционально-психическое состояние детей, т.к. в работу включаются слуховые, зрительные и двигательные анализаторы.
- Гимнастика для глаз.
- Дыхательная гимнастика – тренирующая функцию дыхания.
- Артикуляционная гимнастика – способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата.
2. Для развития подвижности опорно-двигательного аппарата используем подвижные игры на воздухе; после сна – специальные комплексы упражнений, воздушные ванны, хождение по массажному коврику, проветривание.
3.Игры – беседы с использованием наглядного материала. «Здоровый малыш» - знакомство с правилами личной гигиены.
«Как избегать неприятностей» - как беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций. «Береги живое» - знакомство детей с ситуациями, которые могут встретиться им на улице, на воде, в лесу и как избежать их.
4. Игры – перевоплощение – «Я хитрая лиса», «Злой волк» и т.д. – (вместе с детьми):
Дети показывают с помощью движений, мимики, позы – взятую на себя роль.
Эти и другие игры мы проводим как часть занятия во время утреннего приема и в вечерние часы.
5. Мини – этюды мы используем как физкульт - минимум; как упражнение к играм драматизация – игры-забавы.
7. Беседы о правилах поведения в группе – направлены на профилактику агрессивности некоторых детей.
8. Использование атрибутов физ.уголка в самостоятельной деятельности – чаще в вечернее время – дети объединяются, распределяют очередность, замечают нарушений правил.
Используя эти элементы ЗСТ, мы убедились в необходимости их применения так как они способствуют укреплению здоровья детей, гармоническому развитию.
Воспитатель Терентьева Е.В.
Здоровьесберегающие технологии.
(Рефлекс Моро-«избегания»)
Почти 90% наших детей имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность статики и движений. Есть в нашем детском саду дети, которые не умеют управлять собой, своими движениями, эмоциями, мыслями.
Взаимодействие организма с компонентами предметно-двигательной среды является основой развития ребенка и формирование его здоровья.
Я хочу поговорить о детях старшего дошкольного возраста, которые собираются в школу, об их вестибулярном аппарате. Координация речи и процесса письма является «одной из вершин» системы эволюции организма, мозга человека, в ней интегрированы сложнейшие сенсомоторные и психомоторные процессы.
Существуют 3 сенсомоторные координации:
1- зрительно-моторная (письмо).
2- слухо-моторная (устная речь).
3- вестибулярно-моторная (ритм речи и письма).
Все эти координации предшествуют развитию письма и речи. Они начинают функционировать с рождения и до семи лет необходима их постоянная тренировка.
Вестибулярно-слухомоторно-ритмическая координация позволяет ребенку освоить ритмику стиха, танца, музыки, письма, чтения и др.
Но как известно, координация напрямую зависит от рефлексов.
Рефлекс Моро «избегания» - второй рефлекс нервной системы ребенка – играет важную роль в формировании испуга и становлении вестибулярного аппарата.
Если рефлекс «избегания» не будет отработан у ребенка, возможно останутся неадекватные реакции на прикосновение, неожиданные звуки, неуверенность при тактильном обследовании предметов и др.
Таких детей распознать очень просто – это ребенок избегающий трудностей, полный страхов, имеющий трудности в общении, не умеющий формировать привязанности. Это ребенок агрессивный, гиперактивный, возбудимый.
Предлагаем ознакомиться с несложными упражнениями для отработки рефлекса «избегания»:
Упр.1. «Цепочка».
Дети выстраиваются в «цепочку».
Первый ведущий обходит «цепочку» за спиной детей, касаясь рукой любых мест на спине, плечах и т.д., и становится в конце «цепочки», второй игрок продолжает и т.д.
В этом случае дети должны спокойно реагировать, не оглядываться и не избегать касаний.
Упр.2. «Угадай».
Детям дается потрогать какой-нибудь предмет или игрушка, затем опускается в мешок, где лежат еще предметы отличающиеся от первого.
Детям предлагается найти тот предмет, который дали ему потрогать.
Упр.3. П/и «Кошки мышки», «Репка» и т.д.
Закрепляют навыки реагирования на неожиданные ситуации.
Упр.4.
Дети идут по канату, лавочке, бревну - руки в стороны, а воспитатель или другая группа детей мешает им пройти, сопровождая разными помехами.
Звуковые: свисток, хлопок, голос…
Тактильные: толчок, брызги из разбрызгивателя, бросок маленьким мячом в ноги…
Затем команды детей меняются.
Упр.5. «Качка в море» (закаливание).
Дети должны удержать равновесие на одной ноге, покачиваясь из стороны в сторону. Воспитатель мешает: брызги на икроножные мышцы ног, шею, руки.
Упр.6. «Цапля спит».
Балансировка на одной ноге с закрытыми глазами. Когда дети освоят это упражнение, можно предложить выполнить его на уменьшенной площади опоры.
При постоянном чувстве тревоги наблюдается перегрузка надпочечников, что неблагоприятно сказывается на иммунной системе, способствуя возникновению аллергии и повторных инфекций.
В период работы над рефлексом «Моро» и «избегания» желательно поддерживать здоровье детей витаминами, особенно группы «В», витамином «Е», насыщенным жирными кислотами и микроэлементами – цинком, магнием.
Воспитатель Терентьева Е.В.