Страничка воспитателя Помазовой Т.А.
Консультация для родителей : Игра, как ведущая деятельность дошкольника
Дошкольное детство- важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям , ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др.), имеющей моральную значимость.
Родители и педагоги прививают первые
понятия о нравственности. Требования воспитателя должны звать ребенка «вверх»
по ступеням нравственного мужания. Педагог учит детей трех лет положительному общению
на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с
ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы
элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям
взрослого.
Игра – одно из наиболее
эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно,что такое многообразие игр дошкольников необходимо структурировать – в противном случае возникнет путаница.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организационного поведения.
У детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.
У детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлений гуманных чувств и положительных взаимоотношений. В этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Воспитатель приобщает их к совместной деятельности, учит уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. При этом педагог учитывает, что основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо», «Своим поступком я огорчил воспитателя». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещания и т. д. Особое внимание нужно уделять формированию этических представлений у старших дошкольников: о правдивости, справедливости, смелости, скромности и т. п.
У детей четырех
лет ярко выражена потребность играть вместе
со сверстниками: ребенок ищет товарищей для
совместной деятельности и переживает радость
не только от самих игр, но и от
общения с товарищами. Взаимоотношения детей
укрепляются по мере того, как утверждается
их доброжелательность друг к другу, формируются
умения оказывать помощь, объяснять правила игры,
совместно убирать игрушки, следить за порядком
в группе. Начала гуманных детских взаимоотношений
также складываются на пятом году жизни
при условии внимания педагога к развитию
детской активности и самостоятельности.
На этой возрастной
ступени дети могут уже достаточно правильно
оценивать как собственные поступки, так и
поступки сверстников. При целенаправленном воспитательном
воздействии ребята не только выражают
желание вместе играть, строить, убирать игрушки, но, что
особенно важно, стремятся оказывать друг
другу помощь. Однако нам следует иметь в
виду, что эти проявления детей еще
неустойчивы и требуют пристального внимания
и поддержки педагога. Соблюдение детьми
общепринятых правил, умение поддерживать порядок
в группе, договариваться со сверстниками о
предстоящей игре, распределении игрушек, стремление
помогать товарищу при затруднении- все это уже
начальные проявления коллективных взаимоотношений.
Воспитателю важно увидеть их, развивать и
укреплять.
Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Дети на протяжении дошкольного периода могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно меняется. Так дошкольник переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений между людьми, смыслов их деятельности, реальным взаимоотношением между ними (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).
Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.
Развитие моральных суждений и оценок со
стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания.
Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное
поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и
нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным
подкреплением для дошкольника.
Взаимосвязь нравственного
сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных
поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как
поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая
сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого,
чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил
правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется
потребность соблюдать норму.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Записей не найдено.