Страничка воспитателя Потопаевой Н.А.
Консультация для родителей
Игры на кухне.
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку, перед тем их можно смешать. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребёнка.
- Не выбрасывайте скорлупу варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками. Затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Скорлупу можно раскрасить.
- Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этих игр нужно не обычное, а солёное. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (её можно подкрасить), 2 стол.ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровья!
- Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то пока можно укрепить их на тонком слое пластилина.
- Пусть малыш отвернётся, а вы помешайте
ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать,
какие предметы могут издавать такие звуки.
- Давайте искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?...
Я найду слова везде:
И на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
- Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп.
- Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» -чашки, чайник, а затем со звуком «Л» -ложки, вилки, салатник и т.д.
- Приготовим сок:
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т.д.
И наоборот –из чего получается апельсиновый сок?
- Наши помощники:
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А.Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
С большей доли вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми дома.
- 1. Упражнения с прищепками
«Разноцветные прищепки»
Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.
«Прищепки на веревке»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок.
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
- 2. Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)
Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные разными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее». Игры проводятся ежедневно по 3-5 минут.
- 3. Пальчиковый массаж:
Упражнение с мячиками
И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
Упражнения с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
- 4. Упражнения с грецким орехом
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
- 5. Упражнения с волчками
Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
- 6. Упражнение «Резиночка»
Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов – сначала в одну, потом в другую сторону. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.
- 7. Игры с бусинками
Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».
- 8. Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
- 9. Игры-шнуровки
По- настоящему зашнуровать ботинок – дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.
- 10. Создание картин из макарон и круп (гречки, проса, фасоли, риса, гороха, семечек)
Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.
Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы выполнить ее аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее- нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».
Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно- практическую деятельность.